Январь 2024 года. Астрономический календарь

Какие значимые астрономические события и явления произойдут в январе 2024 года? На что мы рекомендуем обратить внимание в эти зимние ночи?

В январе продолжительность дня начинает постепенно увеличиваться. Если 1 января продолжительность дня составляет 6 часов 58 минут, то 31 января продолжительность дня увеличивается до 8 часов 27 минут – на полтора часа. Высота Солнца над горизонтом в истинный полдень (в Москве в середине месяца в 12 часов 39 минут) к концу месяца увеличивается почти до 16 градусов. Солнце по эклиптике движется по созвездиям Стрельца и Козерога.

Луна (полнолуние 27 декабря) начинает свое движение в созвездии Льва и уже 4 января в 6 часов 6 минут утра в созвездии Девы наступит фаза последней четверти (освещено ровно 50% лунного диска). Далее Луна движется по созвездиям Весов, Скорпиона и Стрельца, где 11 января в 17 часов 30 минут наступит новолуние. После новолуния наш спутник движется по созвездиям Козерога, Водолея и Рыб, и на границе созвездия Овна 18 января в 7 часов 3 минуты окажется в фазе первой четверти (освещено ровно 50% лунного диска). Наш спутник продолжает движение по созвездиям Овна, Тельца и Близнецов, переходит в созвездие Рака, где 25 января в 18 часов 40 минут наступит полнолуние. После полнолуния наш спутник продолжает движение по созвездиям Льва и Девы, где и окажется в последний день января. В самом начале месяца Луна восходит около полуночи и видна до самого восхода Солнца. В конце первой декады Луна восходит незадолго до рассвета. Сразу после новолуния молодой месяц виден с вечера, и уже к концу второй декады Луна видна почти всю ночь. Всю третью декаду Луна видна практически все темное время суток.

Меркурий постепенно удаляется от Солнца и оказывается в наибольшей западной элонгации (23,5 градуса) 12 января. В середине месяца планету можно попытаться отыскать в утренних сумерках незадолго до восхода Солнца низко на юго-востоке, левее и ниже яркой Венеры. В это время яркость планеты лишь немного превышает +0 звездную величину, а фаза близка к 0,7. К 20-м числам января планета скрывается в ярких рассветных сумерках.

Венера постепенно приближается к Солнцу, и ее утренняя видимость сокращается с 2 часов в начале месяца до 1 часа в конце месяца. Яркость планеты около -4 звездной величины. Фаза планеты близка к 0,8, и в телескоп Венера видна в виде яркого почти круглого диска угловым диаметром около 13 секунд. На рассвете 8 января можно попытаться увидеть интересную конфигурацию Меркурия, Венеры, Антареса (α Скорпиона) и тонкого серпа старой Луны (рис. 1).

Рисунок 1

Рис. 1. Меркурий, Венера, Луна и Антарес утром 8 января 2024 года. Stellarium.

Марс не виден, так как находится недалеко от Солнца и восходит практически вместе с ним.

Юпитер виден с вечера высоко в южной и юго-западной стороне неба и заходит около 3-х часов ночи в начале месяца и час ночи в конце месяца. Диаметр планеты уменьшается с 44 до 40 угловых секунд, а яркость – с -2,6 до -2,4 звездной величины. В телескоп хорошо видны экваториальные полосы, Большое красное пятно и Галилеевы спутники. В ночь с 18 на 19 января Луна в фазе близкой к 1-й четверти будет проходить в 2-х градусах севернее (выше) планеты-гиганта.

Условия видимости Сатурна в течение месяца значительно ухудшаются. Если в начале месяца планету видно в течение 3-х часов после окончания вечерних сумерек невысоко в юго-западной стороне неба, то в конце месяца планету можно наблюдать не более часа. Яркость планеты близка к +1 звездной величины, угловой диаметр диска – 16 секунд. Вечером 14 января молодая Луна окажется в 3-х градусах левее Сатурна.

Уран все также медленно перемещается среди слабых звезд в юго-восточной части созвездия Овна, виден с вечера и заходит во второй половине ночи. Отыскать его можно с помощью бинокля и карт звездного неба (например, в компьютерной программе Stellarium). Блеск планеты немного ярче +6 звездной величины, видимый диаметр около 4-х угловых секунд. Голубоватый диск планеты заметен на увеличениях от 60 крат и выше.

В середине месяца в самое темное время ночи – в полночь (рис. 2) –  в южной части неба кульминирует красивое зимнее созвездие Большого Пса с ярчайшей звездой ночного неба Сириусом. Правее и выше Большого Пса прошел верхнюю кульминацию Орион с яркой красноватой звездой Бетельгейзе и голубоватым Ригелем. Выше Ориона и немного правее - Телец с яркой красноватой звездой Альдебаран и туманным пятном звездного скопления Плеяды. Левее и выше Тельца – Возничий с яркой звездой Капеллой. Зодиакальное созвездие Овна, находящееся справа от Тельца, можно отыскать по относительно яркой звезде (+2 звездная величина) Гамаль. Это – главная звезда созвездия. В созвездии Овна ярко сияет Юпитер. Над Овном и правее Возничего видно созвездие Персея. Слева от Ориона видна еще одна яркая (+0,4 звездные величины) звезда Процион– главная звезда малоприметного созвездия Малого Пса. Над Проционом в верхней кульминации - созвездие Близнецов с заметными звездами Кастор и Поллукс. На юго-востоке уже достаточно высоко над горизонтом поднялось зодиакальное созвездие Льва с относительно яркой (+1,35 звездной величины) звездой Регул. Между Близнецами и Львом видно малоприметное зодиакальное созвездие Рака. В безлунные ночи в нем хорошо видно туманное пятно рассеянного звездного скопления Ясли (M44).

Рисунок 2

Рис. 2. Южная часть ночного неба 16 января в полночь. Stellarium.

В северо-западной части неба опускается к горизонту созвездие Андромеды (рис. 3). Лира (яркая звезда Вега) находится в нижней кульминации и касается северного горизонта. Правее и ниже Персея видна Кассиопея, еще правее – Цефей. Ковш Малой Медведицы с неподвижной Полярной звездой повернулся к северо-востоку. Большая Медведица видна в северо-восточной стороне неба достаточно высоко над горизонтом. Хвост Большой Медведицы указывает на только что появившееся из-за северо-восточного горизонта созвездие Волопаса с яркой оранжевой звездой Арктур.

Рисунок 3

Рис. 3. Северная часть ночного неба 16 января в полночь. Stellarium.

В начале суток 3 января Земля проходит перигелий своей орбиты. В этот день наша планета находится ближе всего к Солнцу - 0,983 астрономических единиц, или 147 100 000 километров. Соответственно Солнце имеет наибольший угловой размер – 32’31,8’’. Скорость движения Земли вокруг Солнца в этот момент максимальна – 30,287 километров в секунду, почти на 1 километр больше, чем в афелии своей орбиты в начале июля.

В ночь со 3-го на 4-е января наступит максимум действия метеорного потока Квадрантиды. Этот ежегодный и довольно мощный метеорный поток был открыт в 1839 году. Первое наблюдение Квадрантид, по-видимому, произошло утром 2 января 1825 года, когда Антонио Брукаласси (Италия) заметил, что «атмосферу пересекло множество светящихся тел, известных под названием падающие звезды». По-видимому, случайные повторные открытия были также сделаны 2 января 1835 года Луи Франсуа Вартманном (Швейцария) и 2 января 1838 года М. Рейнье (Швейцария).

Первое упоминание о том, что активность в начале января может быть ежегодной, появилось в 1839 году, когда Адольф Кетле (Брюссельская обсерватория, Бельгия) и Эдвард К. Херрик (Коннектикут) независимо друг от друга высказали такое предположение. Метеорный поток получил название Квадрантиды по имени созвездия, в котором находился радиант, Настенный квадрант. Это созвездие существовало до двадцатого века на границе современных созвездий Волопаса, Геркулеса и Дракона (рисунок 4).

Активность метеорного потока длится с 28 декабря до 12 января. Максимум наступает 2-4 января. Скорость метеоров в атмосфере Земли достигает 41 километра в секунду, а часовое число метеоров – до 120. Особенностями этого метеорного потока является относительно короткий максимум – всего несколько часов. Вне максимума количество метеоров в час исчисляется единицами. Большинство метеоров слабые: + 4-5 звездной величины. Но в период максимума наблюдается достаточно большое число ярких метеоров и болидов. Эти особенности, а также низкое расположение радианта потока в течение большей части ночи, делают наблюдения этого потока достаточно сложными, но в тоже время, интересными. В этот раз максимум прогнозируется в ночь с 2-го на 3-е января после полуночи. Луна в фазе 0,6 взойдет в 23 часа 40 минут, что затруднит видимость слабых метеоров во второй половине ночи.

Рисунок 4

Рис. 4. Расположение радианта Квадрантид в полночь с 2-го на 3-е января

Астрономические объекты, рекомендованные к телескопическим наблюдениям в январе 2024 года.

- Луна: 1-я декада месяца – вторая половина ночи и утро; 2-я половина месяца – вечер и вся ночь.

- Планеты: Меркурий – в утренних сумерках в середине месяца; Венера – утро; Юпитер – первая половина ночи; Сатурн – вечер и начало ночи; Уран – первая половина ночи.

Лучшее время для изучения звездного неба и слабых объектов – туманностей и звездных скоплений – первая половина месяца, когда Луна практически не засвечивает ночное небо. Для бинокулярных и телескопических наблюдений становятся доступны десятки интереснейших объектов глубокого космоса – эмиссионные и отражательные туманности, планетарные туманности, шаровые и рассеянные звездные скопления, галактики.

- Двойные и кратные звезды: ε Лиры (вечером); η Кассиопеи; γ Андромеды; ζ Большой Медведицы (Мицар и Алькор).

- Звездные скопления: рассеянное скопление М35 в Близнецах; рассеянное скопление М36 в Возничем; М45 Плеяды в Тельце; М44 Ясли в Раке, шаровое скопление М3 в Гончих Псах; двойное рассеянное скопление х и h Персея.

- Туманности и галактики: Планетарная туманность М57 в Лире (вечером), Большая туманность Ориона М42; галактика М31 в Андромеде; галактики М81 и М82 в Большой Медведице.

В последней декаде месяца начнется серия вечерних пролетов Международной космической станции. В таблице указаны наиболее заметные из них.

Дата Яркость Начало Наибольшая высота Конец
(зв. вел.) Время Высота Азимут Время Высота Азимут Время Высота Азимут
январь 22 -2,8 18:49:41 10° ЗЮЗ 18:52:47 36° ЮЮВ 18:53:19 33° ЮВ
январь 23 -2,4 18:00:27 10° ЮЗ 18:03:26 31° ЮЮВ 18:05:51 14° ВЮВ
январь 23 -2,1 19:36:33 10° ЗЮЗ 19:38:42 31° ЮЗ 19:38:42 31° ЮЗ
январь 24 -2,9 18:47:09 10° ЗЮЗ 18:50:19 41° Ю 18:51:14 32° ЮВ
январь25 -2,7 17:57:46 10° ЗЮЗ 18:00:54 39° Ю 18:03:46 12° ВЮВ
январь 26 -2,7 18:44:38 10° ЗЮЗ 18:47:47 39° Ю 18:49:09 25° ЮВ
январь 27 -2,7 17:55:10 10° ЗЮЗ 17:58:20 41° Ю 18:01:30 10° ВЮВ
январь 28 -2,2 18:42:08 10° З 18:45:08 31° ЮЮЗ 18:47:12 16° ЮВ
январь 29 -2,4 17:52:34 10° З 17:55:41 36° Ю 17:58:46 10° ВЮВ
январь 30 -1,5 18:39:43 10° ЗЮЗ 18:42:21 22° ЮЮЗ 18:44:59 10° ЮЮВ

Ясного неба и удачных наблюдений!

Оставьте комментарий