Август 2023 года. Астрономический календарь.

Август считается самым удобным месяцем для наблюдений звездного неба и небесных объектов. Ночи становятся темными, но еще достаточно теплыми. Много ясных ночей.

Какие значимые астрономические события и явления произойдут в августе 2023 года? На что мы рекомендуем обратить внимание в эти ночи?

В августе долгота дня продолжит уменьшаться. К концу месяца день сократится на 2 часа и 9 минут – с 15 часов 56 минут до 13 часов 47 минут. Высота Солнца над горизонтом в истинный полдень (в Москве в середине месяца в 12 часов 32 минуты) уменьшается за этот период с 52,4 градуса до 42,7 градуса. Продолжительность темного времени суток (от вечерних до утренних астрономических сумерек) к концу месяца достигает почти 5 часов. Солнце в своем движении по эклиптике переходит из созвездия Рака в созвездие Льва.

Луна (первая четверть 26 июля) видна в первых числах месяца все темное время суток невысоко в южной части неба, и движется по созвездиям Козерога и Водолея. 1 августа в 20 часов 11 минут наступит фаза полнолуния. 8 августа уже в созвездии Овна наступит фаза последней четверти (освещено ровно 50% лунного диска). Луна восходит около полуночи и видна до рассвета, поднимаясь высоко над горизонтом в южной части неба. 16 августа в 14 часов наступит новолуние. 24 августа в 10 часов 45 минут на границе созвездий Весов и Скорпиона наш спутник вступит в фазу первой четверти (освещено ровно 50% лунного диска). В эти дни Луна видна в вечерних сумерках очень непродолжительное время низко в юго-западной стороне неба. В этом месяце произойдет еще одно полнолуние – 31 августа в 6 часов 15 минут в созвездии Водолея.

Оба августовских полнолуния окажутся суперлуниями. Луна будет находится на минимальном расстоянии от Земли – менее 360 тысяч километров, а угловой диаметр превысит 33 минуты. Полная Луна будет казаться необычно крупной, особенно на восходе вблизи горизонта.

Видимость больших планет:

Меркурий не виден, так как, несмотря на значительное удаление от Солнца к востоку, заходит практически вместе с Солнцем.

Венера 12 августа проходит точку нижнего соединения с Солнцем и не видна. В самом конце месяца планета появляется в утренних сумерках низко над горизонтом в восточной стороне неба. В последний день месяца Венера восходит около 3 часов 30 минут, и продолжительность видимости достигает 1,5 часа. Угловой диаметр Венеры к концу месяца составляет около 50 угловых секунд, яркость достигает -4,6 звездной величины, фаза увеличивается до 0,1, и в телескоп планета выглядит в виде узкого серпа.

Марс не виден, так как заходит вместе с Солнцем.

Юпитер в начале месяца восходит около 23 часов и виден до рассвета. В конце месяца планета восходит на два часа раньше и видна всю ночь. Наступает наиболее благоприятный период для наблюдения этой планеты-гиганта. Яркость планеты весьма велика и достигает -2,6 звездной величины, угловой размер около 44 угловых секунд. Планета резко выделяется на ночном небе. В телескоп хорошо видны экваториальные полосы, Большое красное пятно и Галилеевы спутники.

Сатурн 27 августа проходит точку противостояния с Солнцем и виден всю ночь в созвездии Водолея. Около полуночи планета кульминирует на высоте почти 23 градусоа. Яркость планеты в эти дни максимальна и достигает +0,43 звездные величины. Угловой диаметр диска планеты так же максимален и составляет 19 угловых секунд, а угловой размер колец – 44 секунды. Это самое лучшее время для телескопических наблюдений планеты. В телескоп у Сатурна видны кольца и спутник Титан. В телескопы с диаметром объектива 10 сантиметров и выше можно увидеть и более слабые спутники – Диону, Рею, Тефию, Энцелад.

Уран медленно перемещается среди слабых звезд в западной части созвездия Тельца примерно в 8 градусах левее Юпитера. Планета восходит около 22 часов, поднимаясь к рассвету высоко в юго-восточной области неба. Отыскать его можно с помощью бинокля и карт звездного неба (например, в компьютерной программе Stellarium). Блеск планеты чуть ярче +6 звездной величины, видимый диаметр около 4-х угловых секунд. Голубоватый диск планеты заметен на увеличениях от 60 крат и выше.

В середине месяца в самое темное время ночи – в полночь – высоко на западе видна Северная корона и Геркулес (рис. 1). Созвездие Стрельца заходит за горизонт на юго-западе. Левее и выше Северной Короны на юго-западе виден Геркулес. Летне-осенний треугольник, образованный яркими звездами Денеб (созвездие Лебедя), Вега (созвездие Лиры) и Альтаир (созвездие Орла), виден высоко в юго-западной части неба. В южной и восточной стороне горизонта своей яркостью выделяются Сатурн и Юпитер и Марс. На юго-востоке достаточно высоко виден четырехугольник Пегаса. Млечный путь проходит через все небо от северо-восточного горизонта до юго-западного. Самая яркая часть Млечного пути все еще хорошо видна на юго-западе, однако полная Луна сильно засвечивает звездное небо. Лучшее время для изучения звездного неба и слабых объектов – туманностей и звездных скоплений – вторая декада и первая половина третьей декады месяца.

Рисунок 1

Рис. 1. Южная часть ночного неба 16 августа в полночь. Stellarium.

На востоке Андромеда видна высоко над горизонтом. Левее Андромеды в Млечном пути видно созвездие Персея, выше него – созвездие Кассиопеи. «Домик» Цефея находится почти над головой. Созвездие Возничего с ярчайшей звездой северного неба Капеллой поднимается над северо-восточным горизонтом. Созвездие Волопаса готовится к закату на северо-западе. Ковш Большой Медведицы опустился достаточно низко к северному горизонту. Над Большой Медведицей видна цепочка звезд созвездия Дракона, правее которого виден ковш Малой Медведицы и Полярная звезда (рис. 2).

Рисунок 2

Рис. 2. Северная часть ночного неба 16 августа в полночь. Stellarium.

Из астрономических явлений наибольшего внимания заслуживает метеорный поток «Персеиды» (рис. 3). Это один из самых мощных ежегодных метеорных потоков. Родоначальницей потока является долгопериодическая (период обращения вокруг Солнца 135 лет) комета Сфифта-Туттла, открытая в 1862 году. В этом году максимум потока ожидается в ночь с 12 на 13 августа с часовым числом метеоров до 100-120. Но и в ближайшие от этих дат ночи можно увидеть до нескольких десятков метеоров в час. Метеорный поток «Персеиды», пожалуй, самый удобный поток для наблюдений. Радиант потока (место на небе, из которого вылетают метеоры) находится в созвездии Персея (рис. 4), которое к середине ночи высоко поднимается над горизонтом. Кроме того, теплые летние ночи позволят находиться наблюдателям под открытым небом больше времени. Луна в малой фазе предшествующей новолунию не засвечивает звездное небо и не помешает наблюдениям. О наблюдениях этого метеорного потока мы подробно рассказывали здесь: https://vg.mskobr.ru/articles/5371.

Рисунок 3

Рис. 3. Метеорный поток Персеиды. Фото из открытых источников.

Рисунок 4

Рис. 4. Радиант метеорного потока Персеиды в созвездии Персея.

В августе заканчивается сезон появления серебристых облаков в средних широтах. Их появление в этом месяце – скорее исключение из правил. Но тем ценнее для науки их фиксация. Для обнаружения серебристых облаков следует осматривать сумеречный сегмент в вечерние и утренние сумерки через час после захода Солнца и за час до его восхода. Серебристые облака выделяются на фоне неба своим холодным серебристым свечением и разнообразной волновой структурой (рис. 5).

Более подробно о природе серебристых облаков, о том, как их наблюдать, можно познакомиться на страничке нашего сайта        https://vg.mskobr.ru/dopolnitel_noe_obrazovanie1/centr_astronomicheskogo_i_kosmicheskogo_obrazovaniya/serebristye_oblaka

Рисунок 5

Рис. 5. Серебристые облака в ночь на 21 августа 2016 г. Россия, Республика Коми. Фото: Н.Николаев.

Астрономические объекты, рекомендованные для телескопических наблюдений в августе 2023 года.

- Луна: с 1-го по 7 августа – с вечера всю ночь низко на юге, с 8 по 14 августа вторая половина ночи в восточной части неба. Последняя декада месяца – вечерние сумерки низко на юго-западе и юге.

- Планеты: Венера – в конце месяца в утренних сумерках в восточной области неба; Юпитер – всю ночь, кроме начала ночи в восточной и юго-восточной стороне неба; Сатурн – вся темная часть ночи в юго-восточной и южной части неба; Уран – вторая половина ночи.

Во второй и третьей декадах августа можно наблюдать Млечный путь и слабые объекты далекого космоса – Луна не засвечивает ночное небо, и в средних широтах начинается полноценная ночь.

- Двойные и кратные звезды: η Кассиопеи; ζ Большой Медведицы (Мицар и Алькор); β Лебедя; γ Андромеды; ε Лиры.

- Звездные скопления: шаровое скопление М13 в Геркулесе; шаровое скопление М15 в Пегасе; шаровое скопление М2 в Водолее; двойное рассеянное скопление х и h Персея; звездные скопления в Млечном пути в созвездиях Стрельца и Щита.

- Туманности и галактики: Планетарная туманность М27 «Гантель» в Лисичке, планетарная туманность М57 «Кольцо» в Лире; галактики М81 и М82 в Большой Медведице; галактика М31 в Андромеде и М33 в Треугольнике.

Ясного неба и удачных наблюдений!

Оставьте комментарий